Как помогаем детям с общим недоразвитием речи

Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка с ОНР

Мы не раз в наших статьях отмечали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом, а письмо является сложнейшим психомоторным навыком, поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Почему важно развивать именно мелкую моторику рук ребенка с ОНР? Центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. При этом, развитие мелкой моторики положительно влияет не только на речь, но и на общее развитие, на интеллектуальные способности.

Мы считаем важным с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику с помощью развивающих игрушек. Мы сделали развитие интересным и полезным. Ребенок с ОНР, играя с игрушками “Дусины забавы” уже через короткий промежуток времени значительно улучает речевые навыки. При это важно отметить, что необходимо сочетать “Дусины забавы” с другими видами приемами развития мелкой моторики рук и координации движений:

  • массаж кистей рук;
  • рисование, штриховка, дорисовка;
  • лабиринты;
  • игры с сыпучими материалами и с мелкими предметами;
  • ДПИ (декупаж)

Результат

  1. Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки;
  2. Дети научатся ориентироваться в пространстве, развивается воображение;
  3. Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
  4. Улучшаться все стороны речи (обогатится словарный запас, лексико- грамматический строй речи, монологическая и диалогическая речь.

Методика

Начинаем игры с простыми игрушками, по мере успехов ребенка, усложняем задания и заменяем игрушки на более сложные.

1 уровень

Улучшение

  • тренировка мелких мышц рук, зрительное восприятие, умение работать по образцу;
  • развитие умения согласовывать речь с движением, слуховое восприятие;
  • развитие тактильной чувствительности, умение различать предметы на ощупь, усидчивость, тренировать мелкие мышцы рук.

2 уровень

Улучшение

  • моторная ловкость, внимание;
  • произвольное внимание, память, мелкая моторика, пространственное восприятие;
  • тактильная чувствительность, речь;
  • мелкая моторика рук, внимание, воображение;
  • умение согласовывать речь с движением.

3 уровень

Улучшение

  • воображение, образное мышление, мелкую моторика;
  • тактильная чувствительность;
  • зрительное восприятие;
  • слуховое внимание;
  • зрительно – двигательную координация;
  • умение согласовывать речь с движением.

Декупаж

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки можно использовать декупаж.

Важно

Развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста сопровождается активной работой со стороны родителей и родственников.

Уделяйте больше времени детям: играйте, творите, общайтесь.

Справочно

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Мария Монтессори говорила: «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелко моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.